Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
К 110-летию народного артиста РСФСР Чойжинимы Генинова пройдет спектакль «Үбгэд+Хүгшэд»
09
ноября
К 110-летию народного артиста РСФСР Чойжинимы Генинова пройдет спектакль «Үбгэд+Хүгшэд»

Сегодня на сцене Бурятского театра драмы пройдет спектакль «Үбгэд+Хүгшэд». посвященный памяти Чойжинимы Гениновича Генинова, одного из патриархов бурятской драматической сцены. 

Улусный самородок

Он родился в 1907-м году, за десять лет до октябрьской революции, и ушел в 1965-м, когда уровень мастерства бурятских актеров признавали уже на всесоюзном уровне. Его любили как актера, ценили как певца-музыканта и признавали, как самобытного драматурга, мастера искрометной бурятской комедии. 

Чойжинима Генинович родился в селе Куорка Кижингинского аймака. До 18 лет был послушником в дацане. В 1925-м году покинул дацан и поступил в Хоринскую школу колхозной молодежи, где в то время преподавал молодой писатель Хоца Намсараев, он то и заметил весьма способного паренька-переростка.

В конце 20-х годов, когда в Верхнеудинске открылась первая в республике театральная студия при Доме национального искусства, аймачные комсомольские организации начали направлять на учебу самых способных участников сельской художественной самодеятельности. Одним из первых, кого школа рекомендовала в студию, был Чойжинима Генинов, который прекрасно исполнял народные песни, самостоятельно овладел игрой на нескольких народных инструментах. Так улусный самородок обрел свое призвание, и окунулся в удивительный мир театра, которому впоследствии посвятит более 30 лет свой жизни.

 

Народный любимец

 В числе первого выпуска профессиональных артистов Чойжинима Генинов участвовал в премьере спектакля "Прорыв" Намжила Балдано. В спектакле ему была поручена роль Гармы - борца за организацию колхоза. Со своей первой ролью он справился блестяще, и с этого времени началось его актерское восхождение. Молодой артист был занят почти во всех спектаклях Бурятского театра драмы. Невысокого роста, легкий, быстрый и пластичный, он с одинаковым успехом мог сыграть и подростка, и комичного старика.

В 1936-м году Чойжинима Генинович в составе бурятской делегации впервые увидел Москву, и пережил незабываемые, волнующие моменты во время приема Советским правительством в Кремле посланцев республики. Тогда, в числе немногих представителей бурятского искусства он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. И тогда же в его исполнении были записаны на пластинки бурятские народные песни – первые пластинки национальной музыки, встреченные в республике с большим интересом.

Кстати, и по сей день Чойжинима Генинов известен в республике как хороший музыкант и исполнитель собственных песен. Причем пел он их, не называя себя автором, а люди считали их народными. Обычно на гастролях в районах после окончания спектакля зрители не расходились и громко просили Генинова петь песни. Уставший после спектакля, он вновь выходил на сцену и начинал петь о родных просторах Бурятии. Казалось, усталость его уходила, а зал затихал... Так могло продолжаться до глубокой ночи.

В годы Великой Отечественной войны Чойжинима Генинов был призван в ряды Советской армии, но по просьбе Бурятского правительства его отозвали для работы в театре. С концертной бригадой он ездил по военным госпиталям республики, где пел задушевные бурятские песни в сопровождении своего хура. Солдаты разных национальностей, не понимая слов песни, слушали затаив дыхание и награждали его бурными овациями.

 

На службе народу

После войны возобновилась большая творческая работа театра. Стали ставить классические произведения, такие, как "Сон в летнюю ночь" Шекспира в постановке режиссера Н. Новикова. Генинов сыграл роль сказочного персонажа Пэка. Он был легким, прыгучим как мячик, ему не составляло труда перелететь, именно перелететь, с одной стороны сцены на другую, где "росла" большая сосна. Генинов-Пэк с разбегу взлетал на большую ветку и спрыгивал с нее, делая в воздухе три кульбита, затем бесшумно опускался на землю, создавая впечатление абсолютной невесомости своего тела. Это была незабываемая сцена.

В спектакле "Гроза" А. Островского (режиссер А. Канин) он исполнил роль   мечтательного Кулибина, ищущего в людях доброе начало. Большой творческой заслугой Чойжинимы Гениновича является исполнение роли Гурэмбэ-ламы в спектакле "Кнут тайши" X. Намсараева. Действительно же звездной ролью для него стал образ глупого богача Һорни в дуэте с Н. Гендуновой (Пиглай) в пьесе "Будамшуу" Ц. Шагжина. Актер был настолько убедителен, когда просил у богов увеличения своего стада, так старался и постоянно сбивался со счета, забывая цифры, сердясь и переспрашивая у жены Пяглай, какая цифра идет после семидесяти, что зрительный зал просто заходился от смеха. Актер умело использовал драматургический материал и удивительно правдоподобно проводил свою образную и собирательную роль. После каждой реплики актера зал взрывался хохотом и аплодисментами.  

За тридцать с лишним лет работы в театре Чойжинима Генинов сыграл более восьмидесяти ролей в классических, советских и бурятских пьесах. Актер играл в пьесах А. Корнейчука, Г. Мухтарова, Я. Галана, Н. Балдано, Д. Батожабая, X. Намсараева и многих других.

Несмотря на свою занятость, Ч. Генинов написал шесть «одноактовок» и одну многоактную пьесу-легенду «Соелма и Баташулуун», с успехом поставленную на сцене театра. Им написана методическая работа по технике сценической речи ("О красоте речи". 1963 г.), «Самоучитель игры на хуре» которыми пользовались начинающие и молодые артисты. В театре любили Чойжиниму Генинова за природный талант, скромность и честность в отношениях с людьми, за доброту и деликатность. Вся его жизнь была посвящена служению своему народу и любимому делу. За это его и любили! За это и чтят его память!  

 

Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева