Мне кажется, без этого актёра сегодня невозможно представить Бурятский государственный академический театр драмы им. Х. Намсараева. Заслуженный артист Республики Бурятия Биликто Дамбаев - один из самых известных и востребованных актеров этого театра. Ему почти не достаются главные роли, но его персонажи запоминаются и надолго остаются в памяти. Наверное, потому, что игра этого актера зачастую так пронзительна и убедительна.
– Я играю самые интересные роли, – убежден актер. – Пусть они эпизодические, второго плана в силу моих физических данных, но для моего амплуа роли характерные и я очень доволен, что они достаются именно мне.
– Мне всегда бывает интересен путь человека к своему делу: был ли он тернистым, трудный ли выбор стоял перед ним, в какой среде рождалась его личность. Потому я задаю самый первый бурятский вопрос: откуда родом, кто родители.
– Я родом из Кижинги. Мой отец Лубсан Очирович в свое время закончил Бурятское государственное хореографическое училище, во время учебы выступал в нашем театре оперы и балета, а мама Цырегма Очировна закончила Улан-Удэнское культпросветучилище по классу «Народные танцы». Но так сложились обстоятельства, что они вернулись в родные края. Отец за свою жизнь перепробовал много разных профессий, в том числе занимался со школьниками танцами, был клубным работником, строителем, шофером. Я ему очень благодарен за то, что он меня с детства научил многому, что должен уметь мужчина. Я стараюсь делать все своими руками, могу, например, строить. Мама два года танцевала в народном хоре «Ургы» с. Кижинга, потом всю жизнь работала библиотекарем, директором центральной библиотеки в районном центре.
– Вы, наверное, еще в школе увлеклись театром? Часто ли в детстве бывали в театрах, в каких?
– Конечно, как у городских детей, в моем детстве походов в театр не было. Наверное, и в голову не приходило, приезжая в город, идти смотреть какой-нибудь спектакль. Помню, однажды к нам в Кижингу на гастроли приехал Бурятский театр и выступал у нас в школе в актовом зале с отрывком из какого-то спектакля, в нем играли Михаил Елбонов, Баирма и Эрдэни Жалсановы. С кижингинским детским театром приезжал в Улан-Удэ на детский театральный фестиваль, играли сказку Михаила Батоина. После этого нам посчастливилось попасть на спектакль «Будамшуу», где играли Михаил Елбонов, Нина Токуренова, Чимит Ринчинов и Эржена Жамбалова. Тогда же запали мне в душу два смешных персонажа, от души веселившие народ – позже, когда я начал работать в театре, узнал, что это были актеры Баир Будаев и Олег Цыпылов – Мунса и Балбар.
В нашей школе был театральный кружок. На постановку одного бурятского ульгэра нужен был исполнитель роли Баахалдай – Медведя. То ли кто-то заболел, то ли отказался, руководитель кружка Сэлмэг Сампиловна собрала нас в актовом зале и внимательно стала всех разглядывать. Тогда я уже был в классе девятом или десятом. Взгляд ее упал на меня, и она тут же распорядилась: будешь играть. Внутреннее сопротивление у меня было, но возражения не принимались. В вывернутой меховой стороной старой дохе я играл свою первую роль в школьном спектакле.
– Когда Вы поняли, что хотите стать актером? Где учились? Кто Ваши учителя?
– После окончания школы я с одноклассниками поехал в Улан-Удэ с намерением поступать в «сельхозку». На улице мне на глаза попалось объявление о наборе юношей на актерское отделение Бурятского республиканского училища культуры и искусств. В душе что-то зашевелилось, и дорога меня завернула в театр. Здесь на малой сцене нас встречал режиссер театра Владимир Ильич Кондратьев. Он-то из нас выжимал все, что мы можем – и басни читали, и песни пели. Так я попал в театральную студию, которая делала набор специально для Бурдрамы. В 1996 году окончил БРУКиИ и с тех пор в труппе театра.
– Так круто Вы приняли решение, что на это сказали родители?
– Они такого не ожидали, поначалу родителям моя затея не понравилась. Они, наверное, понимали больше моего, каков хлеб артиста, и переживали за меня. Сейчас они мною гордятся.
– А когда в Вас просыпается органическая природа для настоящего, полноценного, самостоятельного творчества? Режиссер лепит из вас как из пластилина нужный образ или все-таки вы начинаете что-то свое диктовать, предлагать ему?
– Если актеры не творят вместе с режиссером, то не из чего будет создавать спектакль. Мы вместе ищем, разбираемся. Когда роль становится актеру близкой, понятной, тогда и пластика появляется, нужные движения, жесты, мимика и выражения как будто сами собой приходят, пристают к тебе. Если ты осознал своего персонажа, то ты уже предлагаешь, как лучше сделать. Мне кажется, то, что я нахожу, в конце концов и остается в спектакле. Каждый актер наблюдатель в жизни, ему может прийти в голову то, что он когда-то заметил в определенной ситуации и это он может использовать в совей работе.
– Вы играете роли из разных времен, событий. Для того чтобы по-настоящему творить, необходимо, чтобы каждый глубоко знал и понимал ту действительность, те явления жизни, которые предстоит отобразить на сцене. Как Вам удается вникать во все это?
– Для этого и существует застольный период в работе над спектаклем. Мы знакомимся с материалом, обсуждаем. Вот в это время каждый, наверное, примеряет роль к своему телу, в своим мыслям, эмоциям. Очень интересно работать с молодыми режиссерами, у них нестандартный подход ко всему, они смело экспериментируют - это Олег Юмов, Сойжин Жамбалова. Зрители уже видели их работы. Например, классика ложится на бурятскую почву, персонажи произведения идентифицируются как буряты.
– Мы беседуем перед Вашим выходом на сцену. Вы же должны как-то подготовиться к нему? Что Вы чувствуете до спектакля, а с чем уходите после из театра?
– Конечно, надо настроиться, пройтись по тексту, пробежаться по мизансцене. А после спектакля чувствуешь физическую усталость, одновременно и моральную удовлетворенность. Пока снимаешь грим, переодеваешься, успеваешь с коллегами провести маленький разбор полетов, по свежим впечатлениям что-то отредактировать, о чем-то договориться.
- Что самое интересное для Вас в процессе работы? Может, выход на поклон?
– Нет, наоборот, не люблю. Стараюсь оказаться позади других. Мне нравится сам процесс репетиции, здесь ты узнаешь что-то новое извне и тут же копаешься в себе, больше работаешь над собой. Мы же играем душой, и то, что рождается у тебя внутри, мы стараемся донести до зрителей.
– Вы чувствуете реакцию зрительного зала во время спектакля?
– Да, это чувствуется на уровне ауры, энергии и ты понимаешь, как зрители реагируют. В разные дни один и тот же спектакль, бывает, воспринимается по-разному.
– У Вас наверняка есть идеал сильной личности в вашей профессии, чей профессионализм и поведение Вас восхищают…
– В молодости я всегда наблюдал за нашим старейшиной, актером Георгием Бутухановым. Любил из-за кулис смотреть, как он играет на сцене. Будучи признанным мастером сцены, народным артистом России, Георгий Борисович искал новые для себя формы выражения, умел вдумчиво и взвешенно вникать в свою роль, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство. Он прекрасно играл и маленькие эпизодические роли. Я обращался к нему за советом, и он мне многое подсказывал.
Жизнь настоящего артиста - это постоянный неустанный труд. Биликто Дамбаев - актер с яркой творческой индивидуальностью. Зрители знают его не только по театральным работам, но и по телевизионным миниатюрам «Хошон зугаа», «Хооруу шаазгай». Кроме того, артист также создал яркие образы в кино - в фильмах бурятских режиссеров «Отхончик», «Булаг», «Талын наадан», «Ирония судьбы» и в выходяще только в прокат новом кино российского режиссера Анны Матисон «Млечный путь». Кто-то сказал, что актер становится собой только тогда, когда изображает другого. Биликто Дамбаев сливается со своими персонажами и этим интересен зрителю.
Роли Биликто Дамбаева
«Сказка о жирном Замае и Мангатхае» - Халюнай, Колоной
«Се ля ви» - Роже
«Будамшуу» - hорни, Билду, Лама
«Гротески Хокусая» - Сасити Бакин
«Тихий Булат» - Странник - Владыка Верхнего мира Великой Степи
«Старик и море» - Хозяин лавки
«Турандот» - Труффальдино
«Сострадание» - Самбу-лама
«Манкурт» - Воин
«Улейские девушки» - отец невесты
«Үнгэрhэн сагай hэбшээн» - Муная-Сэрэн
«Ромео и Джульетта» - Монтекки
«Үбгэд+хүгшэд» - Бүмбэ Гэндэнович
«Шэнхинyyр шулуунууд» (поющие камни) - Сосор
Автор: Серафима Очирова
Последние новости
-
Художественный руководитель Буряад театра Олег Юмов и актриса театра Номин Цыренжапова побывали в 33 гимназии и встретились с учениками 8 класса.
18 Апреля -
Впервые в Бурятии прошли спектакли с тифлокомментированием
15 Апреля -
Репертуар Буряад театра на май 2024
11 Апреля -
О спектакле «Дон Жуан»
11 Апреля -
Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева учредил специальную премию от театра
11 Апреля -
Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева учредил специальную премию от театра
11 Апреля