Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
24
ноября
Главные роли Ольги Ранжиловой

“Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле», - кто не согласится с этой поэтической строчкой знаменитого французского поэта XVI века Пьера Ронсара. «Всесильная Судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой!” – но проза жизни такова: людям порой трудновато раскрыть замысел режиссера и определить себя на отведенную им роль. Повезло тому, кто без излишних метаний нашел себе дело, которое вписывается в основную идею творца, осознал свое место в жизни. В этом плане Ольга Ранжилова счастливый человек – сразу после окончания школы в своем родном Алцаке, что в Джидинском районе, поступила в театральный. Это было как будто вчера - актриса и сегодня помнит все до мельчайших подробностей.

Информацию о наборе в бурятскую студию Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Ольга прочитала в газете, внутри нее к этому моменту, кажется, созрела готовность пойти в театральный. Девочка уже тогда знала, что свое место она обязательно найдет в сфере культуры. В школе Оля была активисткой. Училась в музыкальной школе играть на ятаге, участвовала в различных конкурсах – чтецов, батора и дангины. Ее мама по профессии ветеринар, в свое время очень хотела учиться в музыкальном училище, но родители не одобрили ее желание. Поэтому, когда Оля заканчивала школу, она согласна была принять выбор дочери. Бабушка же не готова была отпускать внучку так далеко в Санкт-Петербург. Но Олю поддержали тетя и дядя. Сергей Гаврилович Добчинов как руководитель театрального кружка помогал своей воспитаннице готовиться к поступлению.

Государственный институт театра, музыки и кинематографии в городе на Неве – давняя кузница кадров для театра бурятской драмы. Три поколения выпускников этого вуза уже работали в труппе нашего театра. Желающие поступить из разных районов Бурятии приехали в Улан-Удэ, их разбили на несколько групп, и началась недельная подготовка к отбору в студию. Оля попала к режиссеру театра Сергею Бальжанову, шли тренинги, читали басни, стихи. Это очень помогло преодолеть некоторые страхи, излишнее волнение, ребята успели немного раскрепоститься.

Из Санкт-Петербурга приехали два педагога Анатолий Александрович Черных и будущий куратор бурятской группы Арвид Михайлович Зеланд. Они отобрали 14 будущих актеров для учебы, среди которых была и Ольга Ранжилова.

- Это, конечно, была большая удача жизни, - признается сегодня молодая актриса.

Пять лет пролетели как один миг. Их группа была самой дружной, около тридцати человек, курс не состоял целиком из бурят, вместе с ними учились другие студенты. Студенты-буряты научили своих сокурсников петь бурятские песни, танцевать ёхор. Они до сих пор не теряют друг друга из вида, переписываются, иногда и встречаются. Недавно с театром Et Cetera в Улан-Удэ приехал их однокурсник.

Час в дороге, если нет пробок, два часа с пробками - из общежития до академии, туда и обратно. Читали литературу, учили тексты – это было интересное и плодотворное время.

Я помню, как свой первый экзамен после окончания учебы перед родным зрителем держала четвёртая бурятская актёрская студия Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В театре был аншлаг. Цирковые номера, песни, комические пантомимы – универсальность актеров тогда поразила зрителей.

- В дипломной работе я играла роль Оэлун в «Белом облаке Чингисхана» по Чингизу Айтматову, - рассказывает актриса. – Эта была великая женщина, мудрая. Я очень ответственно отнеслась к роли. В то время мне было 19 лет. Эта роль во-первых, моя самая первая роль в полноценном спектакле (а так в школе играла отрывок из "Будамшуу" роль Пиглай, "Шудхэртэй сундук" и т.д.), во-вторых, долго с мастером репетировала, вместе искали "зерно" роли, я долго работала над голосом. Это, конечно же, первый большой опыт.

Как бы в вузе ни учили актерскому мастерству, по-настоящему актером человек становится только в театре. Ольга Ранжилова играет пятый сезон в театре бурятской драмы. Сегодня она играет много разных ролей в cпектаклях. В обширном репертуаре для нее нашлись самые разноплановые героини.

Репертуар Ольги Ранжиловой:

1. Оэлун, Алтун - "Белое облако Чингисхана"

2. Адриана, Игуменья - "Комедия ошибок"

3. Наталья Степановна - "Шутки Чехова"

4. Королевна - "Барабанщик"

5. Гэрэл - "Будамшуу"

6. Хотча - "Волшебная страна предков"

7. О-Эй - "Гротески Хокусая"

8. Зелима, Адельма - "Турандот"

9. Эрлина - "Тихий Булат"

10. Фрейлина и солдат - "Голый король"

11. Дэнсэма и Дулма - "Птицы нашей молодости"

12. Мария - "Недоразумение"

13. Невеста - "Улейские девушки"

14. Пышка - "Пышка"

15. Золушка - "Золушка"

16. Маленькая птичка и акула - "Старик и море"

17. Мэдэг - "Унгэрhэн сагай hэбшээн"

18. Офелия - "Гамлет"

19. Арюуна - "Эхэ"

20. Волк, девушка, бандерлог - "Маугли"

21. Джульетта - "Ромео и Джульетта"

22. Пылжид Капитоновна - "Убгэд+Хугшэд"

23. Шойжид хатан - "Шэнхинуур шулуунууд"

Мимансы в спектаклях "Манкурт", "СССР", "Сострадание. Энэрил хайра", "Стреноженный век", "Гэртээ байдаг болохом", "Буратино" и т.д.

- В каждую роль вкладываешь свою душу. И, конечно, все они очень дороги. Мне уже приходилось играть и взрослых женщин, и «голубых» героинь, также острохарактерные роли. Я боюсь повторения, поэтому стараюсь в каждой героине найти что-то новое, новые жесты, голосовой тембр. Иногда трудно бывает вживаться в роль. Здесь важно уловить главное. Актеры - психологи. Персонаж, который ты играешь, он как бы рождается внутри тебя, ты его принимаешь, оправдываешь даже его неадекватное поведение.

Конечно, для того, чтобы жить на сцене жизнью своих героев, непременно надо быть талантливым актером. Ольга Ранжилова к этому еще добавляет: прежде всего, артист должен быть хорошим человеком. В этом она согласна с Римасом Туминасом, одним из крупнейших театральных режиссеров современности, художественным руководителем театра имени Евгения Вахтангова, дискуссии на эту тему в их профессиональной среде бывают нередки.

- Хороший человек это как профессия в наше время. От артиста должна исходить хорошая энергия, которая располагает к себе. Даже у плохого персонажа есть своя правда, которую ты понимаешь. Мои коллеги – все хорошие люди. Только у каждого своя органика, свой способ донести до зрителей определенный образ. Бурятский театр во многом отличается от театра русского. В русском театре тонкий смысл в словах, а бурятские артисты в первую очередь несут энергию. Есть сходство шаманизма и театра. Шаман – посредник между людьми и духами, мы – тоже посредники между автором и зрителями. Я читала, что шаманизм – это театр энергии, так же и наш театр – это театр энергии.

Одна из последних Олиных ролей – роль Шойжид хатан в спектакле «Шэнхинүүр шулуунууд» (Поющие камни). Говорят, что в жизни нет ничего случайного. Два года назад Оле довелось присутствовать на шаманском обряде, тогда в голове мелькнула мысль, что интересно было бы сыграть бы роль шаманки. Работа над ролью была очень напряженной. Сама форма спектакля, способ существования в нем в разных временных пространствах, много пластики, песен, которые исполняли сами актеры, - все это огромный опыт для всей труппы. Зрители хорошо приняли спектакль, в успех которого свой талант и энергию внесла и Ольга Ранжилова.

Премьерой этого театрального сезона стал спектакль «Убгэд+ хугшэд», где актриса создала очень яркий и запоминающийся, с комическим шармом, образ Пылжит Капитоновны. Меня поразило мгновенное преображение молодой красивой актрисы в пожилую женщину с присущими возрасту характерными изменениями во внешности и движениях. Я интересуюсь у актрисы, не боится ли она быть некрасивой.

- Если бояться этого, то в тебе артист умер. Хорошо, если тебе удалось уловить главное в твоем персонаже - ты решила внутреннюю задачу. Работая над определенным образом, иногда интересно бывает наблюдать за людьми, присматриваться к ним. Порой удается что-то подсмотреть, взять на вооружение. Так, для своей роли в «Убгэд+ хугшэд» я что-то нашла в своей бабушке, утрировала ее походку, манеры.

Главными критиками среди своих Ольга считает свою маму: она чуть-чуть похвалит, но обязательно найдет, где было не очень убедительно. Но у актрисы есть и более профессиональный советчик – ее любимый муж, он тоже из сферы культуры. С ним можно вести плодотворные беседы, что-то обсудить, посоветоваться.

Свободного времени у актрисы мало, она очень востребована в театре. Кроме основной работы, в свободное время Ольга Ранжилова ведет занятия для желающих по ораторскому искусству в школе актерского мастерства под руководством актера и режиссера бурдрамы, заслуженного артиста Бурятии Басты Цыденова.

Зрителям Ольга Ранжилова хорошо известна по телевизионным миниатюрам «Хошон зугаа», ее часто узнают на улице. У молодой актрисы, несомненно, есть талант. А что такое талант для театра? Это постоянная работа над собой, чтобы развивать ниспосланный небесный дар. Сидя в зале, мы и не представляем их адского труда, умения управлять собой, чтобы сотворить в себе другого человека – его эмоции, мимику, движения, жить в нем перед зрителем, чтобы он поверил тебе, поверив, что-то вынес из твоего храма для себя, для жизни. Чтобы аплодисменты были всегда, ведь аплодисменты – твой аванс и гонорар.

Серафима Очирова