Художественный руководитель Саян Жамбалов рассказал, каким будет 89 театральный сезон.
О планах и ограничениях
Без маски и обязательного измерения температуры на работу не попасть. Коллектив Буряад театра привыкает играть по новым правилам. Одно из основных – соблюдение социальной дистанции, в том числе и во время репетиций. Гримёрки и репетиционные залы оснащены санитайзерами, регулярно проветриваются и «кварцуются».
- Самое главное – это, конечно, соблюдение правил гигиены. Начиная с мытья рук, заканчивая масками и социальными дистанциями. Мы начали работать. Конечно, непривычно. Но настрой очень деловой. Наши артисты умеют концентрироваться и быстро переключаться. Сразу включились в работу, - отмечает художественный руководитель Саян Жамбалов.
Репетиции идут строго по расписанию, контакты между артистами минимизированы. Старшее поколение пока находится на изоляции.
- Все соскучились по работе. Это видно. Жалко, что пока наше старшее поколение не работает. Но пока будем беречь их, - подчёркивает худрук.
Тем не менее творческие планы никто не отменял. До конца года должны выйти 5 спектаклей, отмечает Саян Жамбалов:
- В любом случае готовить спектакли будем. Это «Хэнзэ Ногоон» - спектакль, который мы должны были выпустить к 75-летию Великой Победы. Также «Гроза» Островского, «Судьба в чемодане» Леонида и Ирины Ворон, «Отелло» Уильяма Шекспира и сказка для детей.
Оффлайн или онлайн
Когда состоится долгожданная встреча со зрителем никто точно сказать не может. Новые правила жизни диктуют в том числе и выход в онлайн.
- Ясно одно, что выход на зрителя через экран требует других профессиональных навыков. Это все должно делаться по другим законам. Если в театре работает энергетика, есть отдача и восприятие, есть живой момент, конечно, экран исключает все это. Тут должны сработать уже законы кинематографии. Мы будем к этому приспосабливаться. Будем пытаться донести до зрителя и таким способом, - делится своими мыслями Саян Жамбалов.
Сохранить контакт со зрителем – одна из главных задач, также отметил художественный руководитель. И тут предстоит большая работа, как при подготовке к выходу «вживую», так и на просторах интернета с использованием современных технологий. Сегодня уже существует успешный опыт некоторых театров по проведению различного рода мероприятий в онлайн-формате. К примеру, сейчас спектакль «Полёт. Бильчирская история» участвует во Втором международном фестивале- конкурсе «ТЕАТР ФЕСТ» - 2020 в онлайн-режиме.
- «ТЕАТР ФЕСТ» проходит в Болгарии. Мы пока прошли первый этап. Участвуем во втором. Объявление победителей состоится в конце августа- в сентябре. Мы также надеемся, что уже очно примем участие в фестивале в Хабаровске. 18 сентября наш театр должен его открывать. Пока планируем. Но всё может измениться за неделю или за один день…
Новые артисты, режиссёры и драматурги
Новый сезон в Буряад театре ознаменован и пополнением труппы выпускниками целевой бурятской студии Театрального института имени Бориса Щукина. Экзамены успешно сданы, оценки проставлены, в ближайшем будущем молодые артисты получат свои дипломы.
- Я считаю, что это звёздный курс. Они в «Щуке» - звёздные выпускники. На их спектакли любили ходить зрители, педагоги их очень любят. С этой студией удачно все сложилось, с художественным руководителем курса- Людмилой Ворошиловой, с командой педагогов. Вот-вот они приступят к работе. Я думаю, они будут востребованы, заняты в театре.
Успешно закончил режиссёрское отделение театрального института имени Бориса Щукина и Виктор Жалсанов. Хочу пожелать своему ученику и коллеге долгой, белой и успешной режиссёрской дороги. В новом, 89 сезоне Буряад театра, начнёт театральные проекты замечательный режиссёр Олег Юмов, - отмечает худрук.
В августе должна завершиться и творческая лаборатория «Шэнэ буряад зүжэг 2020» под руководством российского драматурга Анастасии Букреевой. Очные встречи с куратором и мастер-классы прошли в начале марта. Все эти месяцы работа велась онлайн. Новоиспечённые авторы на финишной прямой. Их работы будут представлены на бурятском языке:
- Это большое событие. Во всех национальных театрах существует очень большая проблема с современной драматургией. Меня радует, что есть люди, готовые писать. Кто-то до этого уже написал несколько пьес, но они не чураются снова учиться. Мне кажется, нам повезло с наставником Анастасией Букреевой. Она, с одной стороны, молодой человек, но при этом очень успешный и известный драматург. У неё своя методика, инструментарии в руках , талант, и , кроме этого, она просто хороший человек. Все пишут пьесы на основе доверия, желания. Все пьесы войдут в портфель театра. И надеюсь, что когда-нибудь они прозвучат на сцене нашего театра. В любом случае все пьесы в формате читок мы хотим показать. Не знаю пока, может, в формате онлайн. Если откроют театры, может быть, и зрители услышат эти пьесы из уст актёров нашего театра. Это всегда полезный и интересный опыт, когда драматург слышит свою пьесу голосами и игрой актёров. Если русскоязычный автор, то слышать свою пьесу на бурятском языке это вдвойне интересный опыт. Это взгляд драматургов на сегодняшнюю жизнь, что, кого волнует, что называется, «здесь и сейчас».
О пандемии
Ряд театральных деятелей и критиков высказали своё мнение о том, что пандемия «парализовала» работу театров. С одной стороны, ограничения на то и ограничения, что в некотором роде сковывают творческий процесс. С другой стороны, появляются новые формы, открываются новые возможности, происходит переоценка ценностей:
- Можно уже выделить три этапа: жизнь до пандемии, во время пандемии и после пандемии. Всё изменилось. Есть какое-то переосмысление своего труда что ли. Ты перестаешь бежать и вдруг останавливаешься, вокруг становиться очень тихо, и ты слышишь стук собственного сердца, начинаешь для себя открывать простые и в то же время неожиданные вещи. Очень много было размышлений о жизни, о профессии, о театре, о выборе материала... Начал думать про будущий сезон - делится своими мыслями художественный руководитель Буряад театра.