Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
01
февраля
1 февраля 2021 года Народной артистке Советского Союза Марии Николаевне Степановой исполнилось бы 105 лет

1940 г. - по итогам Первой декады награждена медалью «За трудовое отличие»

1946 г. - заслуженная артистка Бурятской АССР

 1970 г.– народная  артистка  РСФСР

 1977г. – народная артистка СССР

Награждена орденом  Трудового Красного Знамени.

Писать об актерской биографии Марии Николаевны Степановой, значит воссоздать этапы развития профессионального сценического искусства Бурятии. Она была среди тех 15 молодых артистов,  кто в 1932 году открывал первый сезон национального театра.

У первого поколения бурятских актеров было много общего в их первых шагах к сцене. С конца двадцатых годов республика начала готовить кадры для будущего профессионального театра. В 1931 году пятнадцатилетняя Мария Степанова приехала из родного улуса  Ныгда  Аларского района Иркутской области и поступила на театральное отделение техникума искусств. И уже на втором курсе была зачислена в труппу театра и сыграла роль мальчика Сэнгээ в спектакле «Барьеры» А. Шадаева и А. Миронского.  С тех пор в течение 50 лет актриса не покидала сцену родного театра...

Большую роль в становлении Степановой как актрисы сыграл талантливый режиссер и педагог Александр Васильевич Миронский, разглядевший в ней талантливую, одаренную натуру. В начале творческой биографии она играла все, что давали ей: девушек, мальчишек, пожилых женщин, своих ровесниц. Каждая новая работа была школой мастерства, открывала огромные творческие возможности.

В 1935 году Мария Николаевна сыграла свою первую роль в кино - девушку-монголку в фильме «Наместник Будды», который снимался в Ялте. В фондах музея сохранилась фотография того периода, на которой крупным планом изображена актриса. В 1937 году в переводе Н. Балдано была поставлена пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет», посвященная молодой советской интеллигенции – врачам, хирургам. В то время, когда в республике появились кадры национальной интеллигенции, тема эта была очень актуальной. М. Степанова исполняла роль Лиды Коваль – молодого архитектора. По воспоминаниям М. Степановой именно в этом спектакле она «впервые почувствовала себя драматической актрисой». Здесь выявились качества, которые в дальнейшем определи ее как актрису глубокого психологического плана. Лирико-драматическое дарование Степановой раскрылось при создании образов Дездемоны в «Отелло» Шекспира (1938 и 1948), Луизы в драме Шиллера «Коварство и любовь» (1939), Маши Забелиной в «Кремлевских курантах» Н. Погодина (1947).

В пьесе Хоца Намсараева «Ключ счастья» (1947 г.) Мария Николаевна играла роль главной героини Шарагшан, женщины, потерявшей в молодости мужа, двух сыновей и ослепшей в результате несчастного случая. Через двадцать восемь лет большой хирург возвращает ей зрение – им оказался один из ее сыновей. Игра М. Степановой в этой роли стала украшением спектакля, весь зрительный зал плакал, когда она исполняла сцену прозрения и встречи с мужем, сыновьями, настолько достоверна и правдива была актриса в этот момент.

Постановка «Грозы» А. Островского режиссером Д.И. Каниным в 1945 году стала заметной вехой в истории бурятского театра. Это была большая творческая победа всего коллектива актеров. М.Н. Степанова в роли Катерины поднималась до высот подлинной трагедии. По словам заслуженного артиста РСФСР А. Канина, много раз ставившего «Грозу» в различных театрах, «такой Катерины нет нигде и не скоро, вероятно, будет». Этот образ стал одним из любимейших на бурятской сцене. Успех спектакля и актрисы во время гастролей по республике был полным. Многие зрители обращались к актрисе с просьбой прочитать по радио один из монологов Катерины, например, финальный, который особенно ей удался.

С именем замечательного русского режиссера Александра Игнатьевича Канина, жившего и работавшего в Бурятии во второй половине 40-х годов, также связана постановка «Егор Булычев и другие» М. Горького. Обе постановки стали великолепной школой мастерства для актеров. Работа над ролью Катерины, а затем над образом гордой, дерзкой Шуры Булычовой многому научила М. Степанову. Опыт и мастерство, приобретенные ею в этот период, станут прочным фундаментом для ее последующих работ. Немаловажной была постоянная работа над собой. Во время подготовки роли Елены в спектакле «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира «начала изучать греческое искусство и костюмы, вглядываться в пластику античной скульптуры. Это помогло актрисе найти необходимые жесты, позы и пластику для своей героини», – писал П.Н. Николаев в книге «Монолог перед занавесом». За плечами Марии Николаевны не один десяток талантливо сыгранных ролей, когда она в 1957 году приступила к работе над ролью Сырмы в спектакле Ц. Шагжина «Песня весны».

Сырма – один из самых ярких образов в творчестве актрисы. Судьба Сырмы – это путь в революцию простой женщины из народа, темной батрачки в прошлом. Впервые зритель встречается с ней в доме кулака Жигжида, куда она пришла просить денег на лекарство больному ребенку. «Это маленькая, усталая женщина с тихими, мягкими движениями, большими печальными глазами. У нее тяжело болен ребенок, она одинока, помощи ждать неоткуда». И в эту трудную минуту на помощь приходит кулак Жигжид, хорошо замаскировавшийся враг, умеющий использовать человеческие слабости, нащупать слабые места противника. Драма женщины, попавшей в зависимость от врагов ради спасения ребенка, – с одной стороны, и человечность, чувство справедливости, честность – с другой, развязывается в финале спектакля. Сырма разоблачает убийц и, рассказав правду о себе, одерживает победу над собой, над своими слабостями. В этой драматически сложной роли Мария Николаевна с особой, присущей ей мягкой задушевностью и теплотой передает тонкие, подчас неуловимые движения души, диалектику человеческого сердца.

Этапной ролью в творчестве М.Н. Степановой был образ Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького. Актриса создает характер умной, сильной женщины, владелицы большого хозяйства. Ее героиня энергична, всегда подтянута, одета в строгие богатые одежды, держится уверенно, с людьми разговаривает веско. Жизненная сила, излучаемая ею, невольно вызывает уважение окружающих. Центральной сценой пьесы считается встреча Вассы с революционеркой Рашелью. М. Степанова умело передает состояние героини, когда эти основательность, спокойствие начинают рушиться перед уверенной, ясной силой, исходящей от Рашель. Актриса сумела с присущими ей талантом и мастерством передать сложное переплетение социальных и человеческих аспектов судьбы.

За годы работы в театре Мария Николаевна сыграла более ста крупных ролей. Среди ее героинь нет людей нерешительных, вялых, беспринципных, ее героини воспринимают жизнь как поле боя, на котором каждому приходится самоотверженно бороться за честь, достоинство, свободу – за право называться человеком.

Роли, сыгранные М. Степановой, никого не оставляли равнодушными, ибо они все были пропущены через ее внутренний мир, талант, мастерство. Из ролей последних лет особо значимыми являются роли матери Доржи Банзарова Солиндой (1972), Эрдэни Эхэ в спектакле «Ээдрээ» монгольского драматурга Д.Намдага, старушки Ли в «Катастрофе» Д.Батожабая, Фемиды-матери Прометея в спектакле М.Карима «Не бросай огонь, Прометей!» (1979).

Мария Николаевна вела большую концертную деятельность, выступала как чтец и ведущая программы вечеров. В ее репертуаре были монологи из произведений Л. Толстого, М. Шолохова, Ж. Тумунова, X. Намсараева, подготовила программу для детей: читала басни и сатирические стихи С. Михалкова, такие как «Заяц и черепаха», «Лиса и бобер», «Заяц во хмелю» и другие.

Мария Николаевна сыграла несколько крупных киноролей. В 1958- 59 годах Свердловская киностудия снимала фильм «Пора таежного подснежника», где она играла роль Жалмасу, жену бурятского кулака Асхая. В фильме «Золотой дом» («Мосфильм») сыграла роль Ханды, бедной бурятки, вынужденной отдать своего семилетнего сына Арсалана в дацан хувараком. Это два контрастных характера бурятских женщин периода гражданской войны: жена богача и бедная женщина, которая может оседлать единственного коня для раненого красноармейца, сознавая, что этим обрекает себя на гибель.

В 70-е годы Мария Николаевна снялась в двух фильмах о жизни народов Севера: на Свердловской киностудии в ленте «Только вдвоем» в роли Тымани, жены оленевода, и на «Ленфильме» в цветном широкоэкранном фильме «След росомахи» по повести Юрия Рытхэу сыграла роль пожилой чукотской женщины Кымынэ, матери героя фильма Кукрыля. Во время съемок Мария Николаевна, Петр Нагаслаевич и актриса театра Дарима Сангажапова побывали на Чукотке, встречались и работали с интересными актерами, общались со сценаристами, писателями, режиссерами. Все это обогатило ее как человека и как актрису.

Своим творчеством, мастерством, служением искусству народная артистка СССР. Мария Николаевна Степанова навечно вписала свое имя в историю бурятского театрального искусства.

Валентина БАБУЕВА- заведующая музеем истории театра, заслуженный работник культуры России, кандидат культурологии


 

Фотоотчет