Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Баста Цыденов, народный артист республики Бурятия
27
апреля
Баста Цыденов, народный артист республики Бурятия

Счастливый человек - так обозначил себя Баста Цыденов, давая интервью одному журналу. Счастливый  оттого, что занимается любимым делом, имеет возможность поделиться со зрителем чем-то сокровенным … Баста пришел в театр после окончания Восточно-сибирского института культуры в 1978 году. Высокий, с хорошими внешними данными, сдержанный и немногословный.  Но первое время, поскольку молодых актеров, закончивших ЛГИТМИК, было много и  режиссеры работали с ними  охотно и с удовольствием, то Басте приходилось довольствоваться небольшими ролями, такими как  профессор из «Барабанщицы» А.Салынского, матрос из  «Оптимистической  трагедии» Вишневского и т.д.  Роль  героя в спектакле «Турын болзор», где мы играли  влюбленную пару, показала, что  ему по плечу романтические роли. С этим спектаклем мы объездили всю республику и близлежащие округа, где после спектакля не было отбоя от деревенских поклонниц. Постепенно он набирается опыта и режиссеры начинают доверять ему,  занимая его в своих спектаклях. Доржо Осорович Эрдынеев написал прекрасную историческую пьесу - легенду  «Бальжин хатан» и театр, который не может существовать без своих бурятских авторов, берет ее для постановки . Я считаю эту пьесу бурятской классикой наряду с «Кнут тайши» Х.Намсараева, «Будамшуу» Ц.Шагжина, которые непременно должны быть в репертуаре театра  и напоминать молодежи о истории, о происхождении  бурят, о прекрасных авторах, которые писали пьесы, специально для нашего театра.  Поставить «Бальжин хатан» пригласили педагога ВСГАКИ, режиссера Туяну Бадагаеву. Роль маньчжурского князя Уувы-тайжи играет Баста Цыденов. Работая над  ролью, он может очень долго искать зерно своего образа, но если он его ухватил, в этом случае образ получается замечательным. Его герой Уувы -тайжа    с непроницаемым, холодным  выражением лица,  как бы ничего не выражающим, но в душе  тайжи затаенное чувство предвкушения близкой победы,  а  в глазах злые, полные жажды наживы, огоньки  . В сцене обольщения Зэлмэ-хатан, жены хана Буубэя,  он всецело подчиняет ее своим чарам , чтобы низвергнуть их ханство и прибрать его к своим рукам. Эта роль была первой большой удачей Басты,  несмотря на то, что автор вложил в уста персонажа мало текста, но многозначительность этого образа отнюдь не стала меньше, что  позволяло актеру больше свободы в мыслях, паузах подключать второй план, тем самым приковывая к себе взгляд зрителя.  Успех  и звание лауреата Гос. премии Бурятии ему приносит исполнение  главной роли в спектакле Б.Ирдынеева «Дамдин -лама», с которым театр выезжает на гастроли в Польшу. Уже в копилке ролей и Масалбек «Материнское поле», Дергачев «Сдается комната одинокому мужчине», Агностос «Эзоп» Фигейредо, отец Жамьян в спектакле  «Путь к просветлению» и многие другие...   Прекрасно удаются ему комедийные роли.  В образе старого маразматика Елбой-нойона в спектакле «Будамшуу» Ц.Шагжина  он находит яркие, комедийные краски. Получился  такой отвратительный старый похотливый нойон, протягивающий свои дрожащие скрюченные руки к молодому  телу Гэрэл.  До сих пор стоит в глазах этот сгорбленный, внушающий отвращение образ, в исполнении Басты.    Но по настоящему судьбоносной становится для него работа с режиссером Олегом Юмовым  в  спектакле «Макбет», который по - бурятски переименовали в «Максар. или Степь в крови», где  он работает над ролью Максара. Ему удается сыграть храброго, прославленного в боях воина, но честолюбивого, любой ценой стремящегося к власти. Этот спектакль был номинирован на фестивале «Сибирский транзит – 2008», где Баста Гуруевич   номинируется на «Лучшую мужскую роль» и становится лауреатом фестиваля. Спустя год за эту же роль  его представляют на «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль», но на сей раз он становится дипломантом престижного фестиваля.  Это был яркий по оформлению и костюмам спектакль, с хорошим ансамблем актеров Цыдена Цырендоржиева, Саяны Цыдыповой. Жаль, что он имел. в силу непонятных причин, короткую сценическую жизнь.  Сотрудничество с Юмовым плодотворное и в 2015 году режиссер  начинает работу над инсценировкой Хэмингуэя «Старик и море». Изначально спектакль был поставлен с многочисленными персонажами ,  с пластикой. Был довольно - таки наворочен разными режиссерскими выдумками, что не давало актеру свободы для раскрытия образа, уж слишком много было разных трюков, которые загромождали спектакль. Выдался прекрасный случай, в Монголии каждый год проходит фестиваль «Гэгээн Муза»(Светлая или Лучезарная  муза), где приглашенные из разных стран театры  представляют свои работы. К нам в театр приезжает жюри для отбора спектаклей для показа на этом фестивале и выбор  падает на спектакль «Старик и море». Но продиктовано условие, связанное с материальными затратами, уменьшить количество актеров. Режиссер Юмов идет на кардинальные перемены и делает из него моно - спектакль. На мой взгляд, постановка от этого только выигрывает, тем самым режиссер дает зрителю возможность сосредоточиться на образе старика. Несмотря на то, что актеру приходится строить свой монолог  на построении мандалы  ( решение режиссера создать вечную круговерть и движение вселенной ), ему удается донести до зрителя всю безысходность своего положения, но  в то же время, в голосе его слышен оптимизм и  уверенность  выйти победителем в борьбе со стихией. Представив спектакль на суд монгольского зрителя и жюри фестиваля, Баста  и Олег получают премию в номинации «Лучшая мужская роль» и  «Лучший режиссер».

На протяжении всей своей жизни  Баста Гуруевич пробует  себя в разных направлениях, не только творческих, но и в бизнесе. Были большие перерывы, когда он уходил из театра в поисках чего-то  неизведанного, но неизменно возвращался на «круги своя». В этом году, очень успешном для него, мы поздравили его с присвоением звания народного артиста Бурятии, которое, несомненно, было бы присвоено ему ранее, если бы не его вечные поиски. Но каждый человек, если он не получает удовлетворения настоящим, ищет возможность проявить себя,  как можно полнее и ярче, стать успешнее. Набивая себе шишки, познавая жизнь во всех ее проявлениях, после  долгих мытарств, с новой силой и багажом он приступает к своей творческой работе осознанно, как к единственно верно выбранной стезе.

И пожелаем ему неспокойной жизни в творчестве, новых ролей и  взлетов!                          

Народная артистка России Лариса Егорова.