Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
25
апреля
Готическая эстетика Бальжан
Щукинская студия Бурдрама, шесть выпускников которой уже два с половиной года работают в театре, заставила о себе заговорить после премьеры спектакля "Минии нэрэ Бальжан" (Её зовут Бальжан). В этой постановке в концентрированном виде отразились новые веяния в театральном искусстве. Постановка отражает мейнстрим складывающийся в этом направлении искусства, и в тоже время она не рвет с традициями русской классической школы театра.
 
Как рассказывает худрук Бурдрама Саян Жамбалов, внедрение новаторских методов, явилось одним из факторов для возобновления постановки для сцены "Буряад театра", хотя изначально это была дипломная работа щукинцев. Надо отметить, что постановка, осуществленная на сцене Учебного театра института имени Щукина, на протяжении года пользовалась успехом у искушенной московской публики. 
 
Большой интерес вызывает сценографии, в которой выдержана постановка. Прежде всего это минимализм, направленный на сбережение сценических средств и упор на драматургию актеров. Эта тенденция наметилась ещё двадцать лет назад в западно-европейском театре, и, наконец, добралась до Бурятии.
 
Одним из образцов, этой новомодной эстетики, можно назвать, оперу "Чио-чио-сан" на сцене парижской "Гранд-опера", где в главной роли мадам Баттерфляй пела Валентина Цыдыпова. Антураж не предусматривал никаких реквизитов, лишь темный фон со световым пятном на исполнителях. Акцентируя тем тем самым внимание публики только на вокальном мастерстве артистов. 
 
Одной из находок спектакля "Её зовут Бальжан" являются натянутые по вертикали зеркала сцены эластичные жгуты красного цвета. Они выполняют многофункциональную задачу, читаясь по ходу действия то как ханский дворец, то как линия горного горизонта, то как армейская батарея лучников, то, наконец, как пугающий эшафот, обреченного на истребление бурятского народа. 
 
Интересным является и интерпретация режиссёром функции пенсне. Во-первых, оно отсылает ко времени появления этого вида очков, к XVI веку, когда происходили исторические события вокруг бурятской королевы Бальжан-хатан. А во-вторых, символизируют атрибут ханской власти. 
 
Новая искренность, по словам министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, с которой играют на сцене щукинцы, перетасовка ролей между актерами, скудость и многозначность реквизитов, утонченность музыкального и пластического языка - все это вкупе производит ошеломляющий эффект. 
 
Как призналась одна из зрительниц, пока я начала понимать, что происходит на сцене, спектакль закончился. И это тоже одна из сверхзадач, которую преследует современный театр, заставляюший зрителя вновь и вновь возвращаться в театр. 
 
Готический, суровый характер "Её зовут Бальжан" удивительно точно показала фотохудожник театра Туяа Ямпилова, с фоторепортажем которой мы предлагаем познакомиться. 
 
Батодалаай Багдаев, фото Туяа Ямпиловой.

Фотоотчет