Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Моноспектакль «Старик и море»
18
января
Моноспектакль «Старик и море»

Владимир Спешков, театральный критик: «…"Старик и море" как раз нечто особенное, синтез национального и общемирового (настоящий мультикультурализм, как говорил об этом спектакле Павел Руднев), нечто "наднациональное" (это уже слово Тани Джуровой). К тому же - редкий синтез слова и музыки. Именно в связи с уникальностью спектакля - спецприз жюри (очень высокая награда, кстати), в рамки традиционных номинаций ("за лучшее...") он не вписывается. Работа очень значительная, и имеет смысл просто порадоваться за театр и всех создателей спектакля…»

«…Это совершенно особенное событие фестиваля "Камерата-2017", которое нельзя пропускать. Здесь Запад сходится с Востоком (вопреки Киплингу), слово Хемингуэя с бурятским мелосом и буддисткой мандалой, медитация с рефлексией, а на сцене - большой актер Баста Цыденов…»

Татьяна Джурова, театральный критик: «…С опозданием, но про вчерашний "Старик и море" Олега Юмова - Басты Цыденова. Минуя национальную экзотику, спектакль выходит на наднациональные обобщения. Да, в нем больше философии пути, чем "разрешения противоречий ". И в этом смысле это конечно восточный театр, с его аскетизмом и созерцательностью. Не столько буддизм, сколько пантеизм с его ощущением природного всеединства, себя как части природного и космического целого. И когда Цыденов выкладывает мандалу с помощью конфет в блестящих обертках, ракушек, старых книг, детских игрушек, каких-то утюгов, старых семейных фото, здесь, конечно, человеческий микрокосм. Почти биография. То, что человек приобретает в течение жизни, и то, с чем прощается, что отдаёт в финале её. #камерата…»

Владимир Ефремов, обозреватель информационно-аналитического портала Медиазавод: «…Спектакль Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева «Старик и море» по рассказу Эрнеста Хемингуэя (режиссер Олег Юмов) с мощным бурятским актером Бастой Цыденовым в роли старого рыбака Сантьяго и виртуозным музыкантом Виктором Жалсановым, сопровождающим своей игрой эту театральную историю, национальный колорит которой только способствует всемирной отзывчивости, получил специальный приз жюри…»

Никита Плеханов, театральный блогер: «…На сцене небольшой квадратный станок, на котором нарисована схема для мандалы. Под потолком – камера, объектив которой направлен на станок. Изображение с камеры проецируется в реальном времени на задник. В дальнем левом углу музыкант, который играет на этнических музыкальных инструментах. Выходит, артист, расставляет вокруг коробки, начинает рассказывать эту прекрасную историю, постепенно достает из коробок сначала мешочки с цветным песком (или крашеной солью) и начинает рисовать (заполнять) им мандалу, потом достает совершенно различные предметы: от украшений до бананов, от конфет до игрушечных машин, и все это также расставляет в модели вселенной, этой карте космоса. И рассказывает, рассказывает, рассказывает... Когда он уже поймал рыбу, она тянула его в океан, наступила ночь, и он уснул – именно в этот момент я понял, что в меня это попало. Что я с головой в этом спектакле, в этой повести. Я словно вернулся в детство, ведь это была первая книжка, которую я прочитал – давнишнее советское издание, тоненькая книжечка в гибкой обложке; для меня то был целый новый мир, что-то невероятное. И тут я снова погрузился в него. Слушал этого старка как завороженный. Причем не смотрел спектакль, не наблюдал за игрой актера, не думал над тем, что все это значит, как и что придумано, и т.д. и т.п. А просто сидел напротив него и слушал. И не хотел, чтобы это заканчивалось. Получилось даже что-то большее, чем театр. За счет чего? Почему? Заслуга ли это актера Басты Цыденова, или всему виной режиссер? Не знаю, правда. Верно, какое-то шаманство. Все было просто. Ничего лишнего. Каждая деталь, любая мелочь, движение – все оправдано. И это не игра в минимализм. Тут все так, как должно. Для меня такое дорогого стоит.

И еще пара моментов. Признаюсь, я не узнал себя. Почти уверен, что попади я на такой спектакль пару лет назад, то мне было бы откровенно скучно. Не факт, но скорей всего. Думаю, это все от каждого конкретного зрителя, его внутреннего ритма. Все меняются. Смотря кого и в каком состоянии застанет такой спектакль. Вот сейчас мне это очень подходит. И я этому рад.

А второе – видимо, это не первый вариант спектакля. Нашел пару заметок примерно 2014 года, где говорится:

«…Режиссер удачно обыграл проблему отсутствия человеческих персонажей и дал облик и воплощение и рыбе, и акулам. При этом актеры просто держали в руках своих персонажей (акулы) либо раскачивали их свисающую сверху фигуру. Образ Рыбы исполнил Виктор Жалцанов. Противоборство старика и рыбы сопровождалось их удивительным диалогом, в котором рыба была представлена разумным собеседником. Акулы в кожаных костюмах со своими характерами, со своими повадками пришлись зрителям по душе, их выход сопровождался смехом и аплодисментами.

Оформление и музыкальное сопровождение спектакля произвело большое впечатление - на сцене лежал песок, обломки лодок, была создана настоящая деревянная лодка. Визуальный ряд дополняли инсталляции на большом экране, а звуковой ряд заслуживает особенной похвалы - в спектакле участвует инструментальный квартет в составе: фортепиано, саксофон, гитара и ударные. …»

(С) http://uumoda.ru/news/421/157106/

И еще:

«…Однако, глядя на кричащего и бегающего по сцене Сантьяго, испытываешь не восхищение, а жалость. Ведь перед тобой немощный дед, отчаявшийся и уставший. И приходишь к выводу, что брутальным и сильным он, видимо, может быть только у Хемингуэя. Ни спектакли, ни фильмы, ни мультфильмы не способны полностью раскрыть характер Сантьяго. Роман известного писателя дарит читателю настолько сильные эмоции, что все остальное просто меркнет на его фоне.

(С) http://gazeta-n1.ru/news/sport/30964/

То есть режиссер, исполнитель главной роли – те же. Осталась и живая музыка. Есть и песок, и лодка, но уже в совершенно ином виде. А главное – даже сложно представить «кричащего и бегающего по сцене Сантьяго» Басту Цыденова. Получается, спектакль пересмотрели в корне. И получили отличный результат…»

Вероника Каперина, Челябинский камерный театр «…Историю кубинского рыбака Сантьяго рассказал Баста Цыденов под завораживающие звуки музыкального инструмента монгольского происхождения моринхура. Всё действо актёр, подобно буддистским монахам, рисовал мандалу: сначала традиционно из песка, а затем из предметов-символов. Так в узоре появились игрушки, фрукты, бусы, ракушки. Значение этих вещей в мандале зритель должен разгадать сам.

Желающих посмотреть спектакль для камерного зала оказалось слишком много – работникам театра пришлось дополнительно ставить стулья, чтобы усадить всех.

Постановка заинтересует и тех, кто не читал повесть американского писателя, а зрители, знакомые с первоисточником, по достоинству оценят театральную интерпретацию…»

Ксения Шумина, обозреватель издания «Челябинский обзор»: «…Рыба моей мечты. Спектакль «Старик и море» Бурятского национального драматического театра увез спецприз жюри. Наверное, это самая подходящая награда за дзен-медитацию, в которой фактурный актер Баста Цыденов полтора часа читает знаменитый тест Эрнеста Хемингуэя, раскладывая различные предметы по контурам мандалы (сакральное схематическое изображение в буддийских и индуистских религиозных практиках — прим. редакции). И все это под аккомпанемент музыкального инструмента моринхура. В качестве реквизита идут ракушки, игрушки, конфеты, яблоки, бананы, бисер, утюги, книги, статуэтки и прочее. Кстати, зритель начал удивляться именно на яблоках с бананами — казалось бы, какое отношение знаменитая притча о кубинском старике Сантьяго, столкновении жизни и смерти, старости и энергии, человека и природы, имеет к символической конструкции, заваленной продуктами, игрушками и предметами быта?

— Это море жизни, — пояснил актер Баста Цыденов. — Мы всю жизнь что-то несем, что-то покупаем, продаем. Все предметы, которые нас окружают, напоминают о счастливых или грустных моментах. А ведь свою жизнь Сантьяго и вспоминает, пытаясь отвоевать ее у рыбы.

Сама рыба на сцене так и не появилась, оставшись лишь в воображении актера и зрителей. Наверное, текст Эрнеста Хемингуэя был подходящим материалом для такой формы, ведь он медитативен сам по себе. Интересно? Да. Необычно? Да. В конце концов, фестивально, достойно спецприза? Да…»

 

Катерина Тайлакова: Старик и море. Государственный академический театр имени Хоца Намсараева, Улан-Удэ, Бурятия.

Перед вами три главных героя:

первый - кубинский рыбак Сантьяго,

второй - звучание инструмента Виктора Жалсанова (вот уж парадокс - пропустила выступление в сургутской галерее современного искусства Стерх, чтобы услышать через день на фестивале #СеверныеВстречи!),

третий - мандала, часть за частью покрывающаяся человеческими и жизненными предметами.

Все три героя - бесконечны в Вечности.

Кто читал одноименное произведение Эрнеста Хемингуэя, тот получит удовольствие от просмотра. Кто считает себя буддистом - тот получит удовольствие. Кто был в Бурятии - удовольствие.

Иногда чтобы выиграть, нужно проиграть. А чтобы осознать свой выигрыш - нужно пережить время. В самом начале рыбак разговаривает с мальчиком - чувствуется бедность и одиночество. Старик надеется стать счастливым, вернувшись из моря с уловом. Но на берег он ступит полностью изнурённым только через несколько дней после борьбы с водным духом, морской стихией в лице огромной рыбины.

Рыба-гигант - это самомнение, гордыня, уверенность в силах. Борьба с чудищем словно отражение внутреннего поиска и метания. Рыбак не спит и не ест, старается перехитрить свою жертву (самого себя) и, в конечном итоге, побеждает. Мнимость слепого триумфа осознаётся только по прошествию некоторого времени - в тот момент, когда к телу убитой рыбины, прикреплённой сбоку лодки, приплывает первая акула.

Старик протыкает ей череп, глаз её тухнет, хищник опускается на дно морское, путь домой продолжается. Но акула - это на самом деле лишь часть самого человека, жаждущая урвать кусок. Это бес, который сидит в нас и заставляющий сомневаться, подталкивать к неразумному.

Вслед за первой крупной акулой приплывает стая мелких акул. Рыбак измождён, он не в силах побороть всех нападающих. Он сдаётся судьбе, признаёт победу над собой за Природой и оказывается на суше. Путь к себе домой оказывается длиннее, чем обычно. В бессилии он падает на кровать, застеленную газетами, и засыпает, очищенный, обновлённый.

Только проснувшись, он понимает, что счастье ему способен дать несчастливый мальчик, приносящий всем неудачу в рыбной ловле. Одиночество меркнет с этим осознанием, и старик оказывается богаче без улова, чем был раньше.

Во время монолога народного артиста Республики Бурятии Басты Цыденова руки его раскладывают на мандале разные вещи. В центре ставится камень. Вокруг него располагается творчество - рыбак раскрашивает сектора красками. Дальше в ход идут природные явления: звёзды, листья, камни, фрукты... Следующий круг наносное - игрушки, паровозики, транзисторы. Затем знания - книги, статуэтки...

Постепенно сцена наполняется не только предметами, но и смыслами. Отражение мандалы на стене-экране говорит нам, что проекция человеческой жизни многослойна. Смотреть на все эти мелочи жизни сверху довольно комично и абсурдно. Человеческая жизнь кажется оттуда мелкой и неважной.

А всё это время Виктор Жалсанов наполняет пространство естественным древним звучанием - здесь и горловое пение, и этнические звуки, и метафилософия.

Иногда мне казалось, что слишком много пауз было в речи усталого старика, но куда он мог торопиться? Только если устремляться всем своим существом к Вечности, но, как мы знаем, Вечность недостижима, поэтому и торопиться нет причин.

Признаться, я впервые встречалась с бурятским театром. Степенность и осмысленность мироздания его наложилась на и без того сложный текст Хемингуэя, получив загадку-головоломку для зрителя.

 

Никита Алексеенко: Еще несколько слов о «Старике и море» — необычной интерпретации повести Хемингуэя в восточном стиле.

Главное, что поразило — лицо актера. Во-первых, оно идеально вписывается и в выбранную концепцию, и в образ главного героя-старика. Получается такой человек-спектакль. Сколько людей в мире вообще смогут исполнить эту роль так же? Может только кто-нибудь из наших хантов... (кстати, а это идея!)

Во-вторых, лицо поразительно тонко отыгрывает все те эмоции и мысли, которые вертятся в голове Сантьяго. За время постановки его выражение меняется безумное количество раз — от тупой агрессии до умиротворённой усталости.

Актер, изображая того самого старика, рассказывает его историю и неспешно заполняет пустое пространство в центре сцены, рисуя Тибетские мандалы — ритуальные картины.

Только вместо традиционного цветного песка и мраморной крошки в ход идут фрукты, конфеты и вещи, накопленные годами, вроде детских игрушек, виниловых пластинок и даже утюга на углях.

За тем, как разрастается на сцене этот шедевр, можно наблюдать не только вскользь, глядя из зала, но и смотря под прямым углом — камера снимает картину строго сверху и транслирует на экран.

Все это творится под запах буддийского благовония и звуки бурятских инструментов (единственное название, которое знаю — варган).

Что всем этим хотел сказать автор? Да Брахма его знает. Главная прелесть спектакля — в атмосфере безмятежности. С первых минут не хочется ни о чем думать, а только сесть в позу лотоса, закрыть глаза и оммм...

 

Михаил Рудаков: Первые впечатления от фестиваля "Северные встречи" - они в этих снимках. Четыре дня он проходил в Нижневартовске, гостей из России и из-за рубежа принимали на сцене городского драматического театра. Свою работу на фестиваль привезли актёры из Улан-Удэ, из Государственного бурятского академического театра имени Хоца Намсраева. О их моноспектакале "Старик и море" (по повести Хемингуэя) несколько лет назад писали в газетах. Критики и репортёры отмечали тогда: это интересное прочтение американского писателя, оно выдержано в восточном (в монгольском, в бурятском) колорите...Теперь была возможность увидеть эту работу.

Актёр, народный артист Бурятии Баста Цыденов не просто жил в своей роли, но будто бы запечатлевал её в каждом выражении лица и в каждой мизансцене. Игра на музыкальных инструментах и пение дополняли игру на сцене, создавали особое её очарование. В этом была заслуга молодого актёра и режиссёра Виктора Жалсанова. Его мастерская игра на музыкальном инструменте моорин-хуур и его искусство горлового пения создавали музыкальное оформление спектакля, красиво и так колоритно звучал этот мотив. Помню, как приветствовал актёров из Улан-Удэ, когда они выходили на сцену после спектакля. Моя фраза была такая: "ихэ гайн даа!" (большое спасибо!)

 

Анастасия Радионова: "Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню"

✒В третий день фестиваля "Северные встречи" в большом зале Городского драматического театра показали самый философский спектакль фестиваля "Старик и море" - Государственный бурятский академический театр имени Хоца Намсараева Россия, Республика Бурятия, Улан - Удэ.

✒Спектакль является монодрамой, что сразу становится понятно, что этот спектакль будет очень сложным по содержанию. Всё действие спектакля происходит на сцене, которая оснащена информационными технологиями, т.е проекция сцены сверху вниз для наших глаз. На сцене две мужчины: один мужчина музыкант, а второй актёр Баста Цыденов.

✒Начинается весь спектакль со слов "Притча о старике и море"... После этого ты улетаешь в удивительный мир, в котором ты увидишь своё отражение себя в этом спектакле. А живая музыка национальных музыкальных инструментов, например, маринхуры, просто берет до самых мурашек, что меня трясло, когда играла музыка, порой были слёзы на моих глазах.

✒В этом спектакле, показана самая настоящая тонкая грань жизни одного человека в возрасте по произведению Эрнеста Хемингуэя "Старик и море", что у меня до сих пор в голове очень много мыслей, которые надо изучить, расшифровать. Ведь спектакль сопровождался выкладыванием разных предметов на специальную платформу, начиная с песка заканчивая лаптями. Ведь это показана таким образом вся наша жизнь в деталях, если изучить это более детально.

✒P.S Простите, я до сих пор не могу написать, что у меня в душе после просмотра этого шедевра. Это просто фантастика, которую стоит посмотреть, или увидеть хотя бы раз, чтобы понять все тонкие грани человеческой души. Этот спектакль тронул меня до слёз, я когда вернулась домой. Я присела и почти половину ночи перечитывала Э. Хемингуэя, но в голове не уходили образы со спектакля. Может со временем ко мне придёт более детальное осмысление всего происходящего, а пока в голове стоит много вопросов о жизни, о бытие человека и т.д

Встретимся в театре!