13
мая
Убить лицом. Мизансцена с попыткой оживления мертвых как катарсис спектакля "Ромео и Джульетта" в Бурдраме
Что такое катарсис как высшее проявление театрального искусства? Порассуждаем на местном материале.
Произведение искусства как плод духовно-нравственных и эстетических исканий несет суперидею воздействия на человека. Её кульминационную точку обозначил еще Аристотель, назвав её катарсисом. Простите за пошлость, но это как в физиологии оргазм: краткий и яркий.
В театральном искусстве катарсис несет очищающее и облагораживающее воздействие на человека. Простыми словами, это чувство сопереживания, которое дожна вызывать игра актёров.
В своей театральной практике зрителя я не раз испытывал катарсис сильнейшей интенсивности. Один из них, в московском театре Ленком в 2015 году на спектакле "Аквитанская львица" с Инной Чуриковой и Дмитрием Певцоввм в главных ролях.
Спектакль шел на стабильно высоком профессиональном уровне, зря что ли звезды. Но игра особенно не трогала сердце и душу. Пока в одной из мизансцен Инна Чурикова не сказала одно слово, заставившее расплыться меня по креслу как и весь зал.
В момент суда над изменником сыном, когда меч короля был готов снести ему голову, королева-мать произнесла: "Руби!". Что произошло со мной впоследствии, как я вернулся домой, помню лишь, как в тумане. Таково было сильнейшее потрясение от игры, вернее от одной только фразы, великой актрисы!
Нечто подобное по силе воздействия я испытал на спектакле "Ромео и Джульетта" Бурдрама. Честно признаться, весь спектакль я испытывал какую-то фрустрацию, гнетущее чувство, что не получается получить полного эстетического удовлетворения от постановки.
Ожерелье наших звездных артистов, впечатляющая сценография, яркие костюмы - но все не то. Я даже начал склоняться к мысли, что пьесы Шекспира, воспевающие индивидуализм и свободу человека, даже чужды нашей бурятской ментальности общинности, когда интересы семьи и народа выше личных.
А мои любимые актёры Ольга Ранжилова-Ломбоева и Зорикто Цыбендоржиев в главных ролях уже по возрасту не подходят играть влюбленных малолеток, какими были Ромео и Джульетта, и их следовало бы заменить более молодыми актерами.
Но мои внутренние терзания, мой психологический конфликт был мгновенно развеян. И все стало на свои места. Произошло это после кульминационной сцены смертоубийства в склепе Ромео и Джульетты. Я было уже приготовился услышать монолог в адрес Монтекки и Капулетти про "чуму на оба ваши дома".
Но как вместо этого выходит на авансцену герой Дашинимы Доржиева Бенволио и со словами "Бодогты!' пытается оживить мертвых друзей.
Это была финальная сцена. Мертвые, неживые лица Тибальта Солбона Ендонова и Меркуцио Алексея Михайлова просто потрясли зал. Как уж это им удалось, но больше не надо было слов, только занавес.
Весь гумманистический смысл шекспировского шедевра был сконцентрирован режиссёром в эти секунды. Все войны, вся вражда и амбиции не стоят жизни молодых людей, не увидевших радость человеческой жизни!
Шекспир, оказывается, и в Бурятии Шекспир!
Батодалай Багдаев, фото Туяа Ямпиловой.
Последние новости
-
Художественный руководитель Буряад театра Олег Юмов и актриса театра Номин Цыренжапова побывали в 33 гимназии и встретились с учениками 8 класса.
18 Апреля -
Впервые в Бурятии прошли спектакли с тифлокомментированием
15 Апреля -
Репертуар Буряад театра на май 2024
11 Апреля -
О спектакле «Дон Жуан»
11 Апреля -
Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева учредил специальную премию от театра
11 Апреля -
Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева учредил специальную премию от театра
11 Апреля