Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Саян Жамбалов – актер, режиссер, романтик  или Стакан водки в Городе мокрых камней
03
апреля
Саян Жамбалов – актер, режиссер, романтик или Стакан водки в Городе мокрых камней

Режиссер Бурятского Государственного Академического театра драмы им. Хоца Намсараева Саян Жамбалов  стал «Лидером культуры Бурятии» по итогам 2017 года.

На прощальном вечере мастер курса Владимир Петров подарил выпускнику актерского факультета ЛГИТМИК Жамбалову блокнот с неожиданной надписью: «Саян, я верю, что когда-нибудь ты станешь режиссером и лидером в театральном деле». Это было в 1988 году.

«Актеров-бурят не бывает»

В юности Саян Жамбалов мечтал стать художником, поэтом или охотоведом. Живя летом на заимке, палил из ружья, отгоняя волков.

- Мне казалось, это очень хорошая работа – гулять по лесу, следить за животными, – улыбаясь,  вспоминает он.

Мечту изменил случай. Однажды, посмотрев фильм «Адъютант его превосходительства», юный Саян захотел стать актером.  «Но ведь актеров-бурят не бывает», – мелькнуло тогда у него в голове. По окончании школы старшие братья, озадачено изучив его аттестат, дружно заключили:

- Ну, таким средним балом можно только в зоотехники или в институт культуры.

Как гуманитарий, он  выбрал последнее: отправился в Восточно-Сибирский Государственный институт культуры учиться на режиссера самодеятельного театрального коллектива.

А через год объявили набор в бурятскую актерскую студию Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, куда Саян Жамбалов немедленно поступил.

- Я уже знал, как надо играть, я был уже «профессор» и у меня на все были ответы, – вспоминает он сегодня с усмешкой.

Но постепенно дело налаживалось, режиссерские замашки уступали место актерству.

Город любви

Ленинград стал городом для него городом, с которым связаны самые трепетные воспоминания.

- Этот город стал для меня чем-то вроде первой любви, – вспоминает режиссер сегодня.

Именно тогда ему стало ясно, кто станет его избранницей на всю жизнь. Обаятельный гитарист из «культурки» сразу заметил студентку-третьекурсницу ЛГИТМИКа Эржену, которая помогала профессорам набирать студентов для бурятской студии. Честно говоря, это было притяжение с двух сторон, но Саян Цыдыпович настаивает, что выбор все-таки сделал он. Потом задумчиво говорит:

- А все-таки, наши с Эрженой хранители хорошо придумали, когда подвели нас друг к другу.

Подводили, правда, неспешно. Чтобы познакомиться первокурснику Жамбалову даже пришлось выпить стакан водки для смелости. И только к третьему курсу, когда, по словам будущего режиссера, он был уже «не мальчик, но муж», сложился творческий тандем Эржены и Саяна Жамбаловых, нашедший свое продолжение не только в десятках песен, спектаклей и проектов, но и в детях, продолжающих дело родителей.

 

На четвертом курсе вдруг выяснилась забавная вещь, которую Саян обнаружил по возвращении домой: Улан-Удэ пах пирожками, а Ленинград – мокрыми камнями… Чем Улан-Удэ пахнет теперь Саян Жамбалов сказать затрудняется, но Питер по прежнему пахнет мокрым камнем.

«Мы с Эрженой сами находили себе занятие»

В 1988 году Саян Жамбалов начал свой творческий путь актером Государственного Бурятского академического театра драмы им. Х.Намсараева. С первых шагов на театральной сцене, заявив о себе как талантливый, самобытный артист. Но уже в 1991 году из театра пришлось уйти – не было ролей.

- Если не было ролей, я сочинял песни, стихи, мы концертировали. Я никогда не ждал, пока мне дадут роль. Мы с Эрженой сами находили себе занятие, – рассказывает он сегодня.

Сокровенными мыслями и чувствами они делились со зрителями вместе – он и его вторая половина. Поэзия Саяна Жамбалова ложилась на музыку Эржены, превращаясь в прекрасные песни. Семейный дуэт Жамбаловых исколесил всю Бурятию, с успехом выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Чите, Агинском и Усть-Ордынском бурятских автономных округах. И всегда слушателей покоряла доверительность исполнения и мягкие сливающиеся голоса. В 1996 году они создали рок-группу «Урагшаа». Это был интересный эксперимент.

 «Мир бурятской песни мы открывали уже взрослыми

- А потом наступил период, когда нам стало ясно, что гениальнее народной музыки ничего нет, – говорит Саян Жамбалов. – «О, Родина, лишь гляну на тебя, моя песня умолкает смущенно» – эти строки Намжила Нимбуева как нельзя лучше передают то наше ощущение. И я хочу честно признаться, что мир бурятской песни мы открывали уже взрослыми.

Любопытно, что возвращение к аутентичной музыке и пению началось с предложения колумбийского режиссера послушать диктофонную запись монгольских исполнителей протяжной песни. В этот период Саян Жамбалов предстал перед публикой как редкий исполнитель горлового пения. Уроженец агинской земли, он с детства знал немало народных легенд, потому занялся сбором фольклорного материала по районам Бурятии, Усть-Орды, Аги, с удовольствием погружался в участие международных проектах Института Мировой Музыки в Нью-Йорке. Ежегодно совместно с нью-йоркским театром Ла Мама ставил спектакли, основанные на бурятских легендах и сказаниях, используя бурятские народные песни.

«Звездный» курс

1997 год стал началом работы в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств со студентами национальной бурятской актерской студии. «Звездный курс» впоследствии составил костяк Бурятского театра. В 2000 году Эржена и Саян Жамбаловы  целиком отдали себя преподаванию и работе в филармонии. На протяжении пяти лет Саян Жамбалов вел уроки актерского мастерства. В 2005 году группа выпускников студии последовала за учителем работать в филармонию, войдя в состав молодежного ансамбля «Урагшаа». Уже 18-ый год украшением Бурятского театра драмы является спектакль «Улейские девушки», основанный на легендах, преданиях и фольклорном песенном материале иркутских бурят. Одним из авторов либретто и режиссером-постановщиком спектакля стал Саян Жамбалов.

«Главная цель – быть полезным людям»

В 2013 году, разбирая старые бумаги, он нашел запись в старом блокноте: «Саян, я верю, что когда-нибудь ты станешь режиссером и лидером в театральном деле». Говорит, тогда что-то заныло в душе, как бывает, если долго откладываешь задуманное дело.

В 2014 году он снова вернулся в театр. Вместе с Эрженой. И на этот раз – режиссером. Искать сюжеты для спектаклей в истории родной земли важно для режиссера Жамбалова. Для этого вместе с актерами он выезжает в экспедиции на места событий.

- Каждый театр должен иметь свое лицо. Мы должны рассказывать о том, что близко и понятно нашему народу. Нельзя жить чужими идеями, нужно генерировать свои, – считает  он и не скрывает, что не понимает, зачем нужны некоторые постановки, в которых на сцене происходит что-то очень далекое от людских чаяний. Искусство ради искусства для него – большой вопрос.

- Если спектакль вырастет до уровня искусства – это хорошо, но главная цель – быть полезным людям, народу. Иногда, глядя на некоторые спектакли, задаешься вопросом: а зачем это все? Для меня всегда было главным, чтобы между сценой и зрителем пробегала искра.

Слушая «дыхание» зрителей во время спектакля, он говорит, что исправляет ошибки. Их лица, глаза, смех и слезы – сигналы, на которые он привык ориентироваться. В последнее время ему все больше хочется поставить комедию.

- Хочется зрительского смеха, – говорит Саян Жамбалов. Хочется радовать.

Диляра Батудаева, «Номер Один»

Звания и награды

  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2010)
  • Народный артист Республики Бурятия (2002)
  • Заслуженный артист Республики Бурятия (1996)
  • Победитель в номинации «Лучший режиссер» на международном фестивале «Святая муза» в Улан-Баторе (2015)
  • Лауреат Международного фестиваля исполнителей протяжной и горловой песни «Дыхание земли» («2000)
  • Дипломант Всероссийской Премии «Грани Театра масс» (2012)
  • Лауреат Всероссийского фестиваля «Песня Булата в Колонтаево» (2011)
  • Лауреат Международного конкурса исполнителей эстрадного искусства в Улан-Баторе (1995)

 Постановки:

  • «Унгэрhэн сагай hэбшээн» («Ветер минувших времен») (2014)
  • «Сагаадай Мэргэн» Х.Намсараева (2014)
  • «Шэнхинүүр шулуунууд» («Поющие камни») (2015)
  • «Булжамууртын орон" ("Когда падают горы") (2016)
  • «Алдар. 9 секунд» (2017)